Государство контролирует "Новошип", но не его флот
"Вчера Госдума поручила Счетной палате проверить деятельность Новороссийского морского пароходства начиная с 1995 г. Инициатором этой проверки стала комиссия Госдумы по коррупции. А на самом "Новошипе" полагают, что нити тянутся к группе "Спутник" и шум вокруг пароходства связан с предстоящим собранием акционеров. Источник, близкий к правлению "Новошипа", уверен, что интерес думской комиссии к "Новошипу" подогревает группа "Спутник": "Комиссия формулирует те же претензии, что и член совета директоров Бакатин (Дмитрий Бакатин - гендиректор группы "Спутник". - "Ведомости"). До собрания акционеров появится еще много гадостей". На годовом собрании АО "Новошип", которое состоится 20 апреля, государство (61% голосов) и группа "Спутник" (по разным оценкам, 10 - 15% ) продолжат наступление на полномочия президента компании Леонида Лозы, сейчас распоряжающегося всеми активами пароходства. По оценке консалтинговой компании Drewry, флот "Новошипа" из 77 кораблей стоит больше $1 млрд. Профессиональное издание Lloyds List считает этот флот "одним из самых дееспособных и диверсифицированных в мире". Но рыночная капитализация "Новошипа" не превышает $30 млн. Согласно консолидированной финансовой отчетности за 1999 г. "Новошип" получил $11,6 млн чистой прибыли, на выплату дивидендов пошло $815 000, из которых "Спутнику" досталось меньше $100 000, а государству - почти $500 000. По информации из правления "Новошипа", по итогам 2000 г. компания также намерена направить на эти цели "порядка $1 млн".
Интрига "Новошипа"
Зарубежные шипинговые компании сравнимых размеров зарабатывают существенно больше, чем "Новошип". Так, норвежская Frontline, имеющая меньше кораблей (63 против 77 у "Новошипа") , но большего дедвейта, получила в 2000 г. $314 млн чистой прибыли, ее капитализация составляет $1,2 млрд. Это дает акционерам "Новошипа" дополнительные основания предполагать, что реальная прибыль компании проходит мимо них. Дело в том, что сам "Новошип" владеет не судами, а либерийской компанией Intrigue Shipping, которой, в свою очередь, принадлежит 100% либерийских, мальтийских, кипрских и других компаний, которые владеют всеми судами пароходства. Президент "Новошипа" Леонид Лоза и два его заместителя отказались давать "Ведомостям" комментарии по поводу такой структуры собственности пароходства. Однако источник, близкий к правлению компании, объяснил "Ведомостям", что эта структура сформировалась в 1995 г. , когда была принята программа обновления флота пароходства (за последние пять лет построено 22 корабля на сумму свыше $500 млн). По версии "Новошипа", именно пул из 10 иностранных банков, согласившийся кредитовать строительство новых кораблей, настоял на том, чтобы кредитополучателем была не российская компания: "В связи с отвратительным валютным законодательством у нас не было другого выхода, как создать за границей Intrigue Shipping, вывести корабли в ее собственность и заложить часть флота под кредиты". Именно тогда порядка 50 самых дееспособных кораблей пароходства было продано компаниям, контролируемым Intrigue Shipping, по цене $1 за штуку (документы в распоряжении "Ведомостей" имеются). Впрочем, практика регистрации судов под чужими флагами обычна для российских судовладельцев и вызвана слишком высокими налогами. Всем памятен пример "ЛУКОЙЛа", попытавшегося зарегистрировать новый танкер в России: как только судно прибыло в порт, его арестовали, и компании пришлось заплатить еще около $11 млн пошлины и налогов (примерно 30% от стоимости судна).
Предъявите вашу акцию
Однако проблема акционеров "Новошипа" в том, что их представители не входят в органы управления Intrigue Shipping. Совет директоров либерийской компании состоит из Леонида Лозы и трех юристов. В "Спутнике" считают, что Лоза юридически правомочен совершать любые сделки с собственностью пароходства. К тому же весь капитал Intrigue Shipping состоит из одной акции "на предъявителя", принадлежащей "Новошипу". Гендиректора группы "Спутник" и члена совета директоров "Новошипа" Дмитрия Бакатина это очень тревожит: "Менеджеры "Новошипа" говорят, что эта акция находится в управлении у некой трастовой компании Сapco Trust. То есть лишить акционеров всего флота - дело одной минуты". Как удалось выяснить "Ведомостям", Capco Trust - английская трастовая компания. Старший партнер специализирующейся на британском праве юридической фирмы "Вегас-Лекс" Альберт Еганян считает, что флот действительно может выйти из-под контроля "Новошипа". "Дело еще и в том, что акция находится в трастовом управлении в Англии. А траст там - это почти собственность, потому что формально собственником всего является королева, а все остальные - трастовые держатели", - пояснил Еганян. Чиновники не склонны драматизировать эту ситуацию. "Лоза прекрасно знает, что, если он перепишет флот на себя, он сядет в тюрьму", - сказал один из руководителей Минимущества. А Альберт Еганян считает, что при грамотном ведении дела даже "уплывший" флот можно будет вернуть примерно за год.
В ожидании хищника
"Если Лоза до сих пор не переписал флот на себя, значит, он не собирается этого делать, - конфиденциально сообщил "Ведомостям" источник в правлении "Новошипа". - А вот если на его место придет настоящий хищник, то он это сделает обязательно". Под хищником сторонники Лозы подразумевают Бакатина. Они опасаются, что если в совет директоров изберут семь госчиновников, оставив одно место Лозе и одно - Бакатину, то "команда Бакатина, пользуясь своими связями, может сесть на управление пароходством". Начальник управления имуществом на транспорте Минимущества Александр Бородин подтвердил планы провести в совет директоров "минимум семь госчиновников", но в то же время отрицает намерение обязательно заменить президента "Новошипа". Не в восторге чиновник и от стремления Бакатина попасть в совет директоров Intrigue Shipping. Бородин говорит, что в этот совет хотели бы войти представители государства, но им это запрещено законом о госслужбе. "Поэтому 20 апреля мы изменим устав пароходства и все серьезные решения о собственности и финансах либерийской компании перенесем на совет директоров "Новошипа", - сообщил Бородин. По его мнению, проверка Счетной палаты не даст реального результата "потому, что ни у Счетной палаты, ни у МВД, ни у ФСБ нет оснований проверять либерийскую компанию". Впрочем, пресс-секретарь правления "Новошипа" Аркадий Мурзаев говорит, что полную информацию о финансах всех "дочек" "Новошипа" можно получить из консолидированной бухгалтерской отчетности, заверенной аудитором пароходства KPMG. Однако и частные, и государственные акционеры говорят, что одного годового отчета им недостаточно. Они хотят знать, как "Новошип" оплачивает строительство и ремонт судов, как устанавливаются тарифы на фрахт судов и т. д. Юрист консалтинговой компании ФБК Марина Ивлиева, специализирующаяся на шипинговом рынке, считает эту ситуацию стандартной: "Часто при строительстве новых кораблей флот пароходства переходит в собственность офшорных компаний. И акционеры потом задают вопросы о тарифах и "откатах", но довольно редко получают адекватные ответы". "